Заголовок заметки корреспондента Агенства Печати «Новости» и «Литературной газеты» в США Владимира Симонова «Ну-ка, поцелуй шеф-повара!» («Литературная Газета», №25, 20.06.1984)

Ну-ка, поцелуй шеф-повара!

      Разговор в одной здешней гостиной:
      — Смотрели новый мюзикл «Будь со мной»?
      — Нет, а что?
      — С ума сойти! Пляшут на рояле! Скачут через кресла зрителей, мечут шоколадки в публику! Четыре часа такого действа, и все это пересыпано песенками Гершвина. Если будете в Миннеаполисе, сходите, не пожалеете.
      — А кто автор пьесы?
      — Какой-то новенький. Еще мало известный. Как его?.. Дай бог памяти... Макс Горки! Говорят, с дальнего Запада...
      Заслышав такой интеллигентный разговор, я чуть не выронил стакан с томатным соком. Не об Алексее ли Максимовиче Горьком речь?
      Вернувшись в корпункт, тут же позвонил в город Миннеаполис, что в штате Миннесота, где режиссер Питер Селларс только что отгрохал премьеру в театре «Гатри», Воистину, подтвердили мне местные журналисты: мюзикл «Будь со мной» поставлен по пьесе Горького «Дачники», знаете?
      Знаю. Однако что общего между душевными терзаниями русской интеллигенции накануне революции 1905 года и прелестными, но сугубо бродвейскими мелодиями Джорджа Гершвина? Моего коллегу, театрального критика Джералда Кларка, тоже мучил этот вопрос. Ознакомившись с постановкой, он ответил так: «Между Горьким и Гершвином нет ничего общего, за исключением самого Селларса».
      О режиссере Питере Селларсе сегодня много толков.
      Один бродвейский продюсер недавно отстранил его от постановки другого мюзикла на Бродвее. Это не помешало Селларсу получить 136 тысяч долларов от благотворительной организации «Мак-Артур фаундейшн» — «стипендию за гениальность». С деньгами в кармане он и набросился на «Дачников»,
      Его мюзикл «Будь со мной» — не просто оскорбление русской драмы. Это хуже. Между прочим, тут-то и понимаешь, какую «гениальность» пестуют их благотворители.
      На сцене — портреты Рейгана и Тэтчер, Карла Маркса и Ленина. Улавливаете, где проходит фронт конфликта?
      Действие горьковской пьесы сдвинуто в 1984 год, в Америку. Дачники зовут друг друга Бэбс и Стив и носят кухонные фартуки с призывом «Ну-ка, поцелуй шеф-повара!». В паузах между музыкальными номерами герои листают порнографический журнал «Хастлер». Этакая деталька эпохи.
      Но «гениальность» решения Селларса в другом. На сцене то залихватски пляшет, то лениво перебрасывается горьковскими фразами о смысле бытия американская буржуазия наших дней. Замкнутый мирок душевного копания и тут же — беззаботного веселья. Проще говоря, потеряли бдительность.
      А с задника на протяжении всех четырех часов сверлят публику зверским взглядом гигантские, упирающиеся затылками в колосники фигуры... русских крестьян в лаптях!
      Глупость? «Нет, в гигантах-крестьянах у Селларса нет ничего глупого, — осторожно размышляет критик Пол Берман. — Они полны решимости. Они громадны. Они страшны. И не сразу понимаешь, что они делают на сцене. Ведь это Америка, где люди распевают песенку «Все так чудесно»?..» А когда поймешь, то покроешься гусиной кожей. «Будь со мной» — это не что иное, как метафора русской угрозы.
      Пока сонная глуповатая Америка занята наивным морализированием о смысле бытия бок о бок с ядерной бомбой, русский варвар в лаптях уже принял стойку для драки. Выбирает, какой американский штат сперва задавить лаптем.
      Это рейгановский тезис. А вот вам на сцене и лик самого президента — чтобы яснее было, что к чему…
      «Будь со мной» — не единственный пример того, как здесь сейчас калечат, коверкают, глумливо смешивают с тошнотворной гадостью советскую, русскую культуру. По стране продолжают раскатывать с гастролями циркачи «Летающие братья Карамазовы», о которых уже писала «ЛГ». На днях я включил телевизор и обомлел: на фоне элеваторов тряслись на ленточном транспортере, какой используют для погрузки зерна, балерины в белоснежных пачках. Это крутили модерновую постановку «Лебединое озеро в Миннесоте».
      Схватить что-нибудь из святой русской классики, изнасиловать ее под рев какого-нибудь бульдозера считается сегодня политически своевременным, чутким творческим откликом на заказ из Вашингтона. Говоря их слогом, ну-ка, поцелуй шеф-повара Рейгана!
      В Америке бушует уже не просто антисоветизм. Это некий комплекс глобального величия: вдумаемся в заявление вице-президента Джорджа Буша в Вене. Россия, сказал он, «не принимала никакого участия в трех великих явлениях европейской истории — возрождении, реформации и просвещении».
      России, стало быть, напрочь чужда европейская культура, Улавливаете подспудную мыслишку коронованных антисоветчиков? Пришел час окончательного конфликта. Электронный разум Америки против забывшегося в спячке медведя. Цивилизация рок-руппы «3и-зи топ» [ZZ Top] против варварства Питера Чайковски и Макса Горки.
      Помнится, кто-то где-то уже хватался за пистолет при упоминании слова «культура».

Владимир СИМОНОВ,
соб. корр. АПН и «ЛГ»
НЬЮ-ЙОРК

Литературная Газета, №25, 20.06.1984


[Главная]    [В начало раздела]    [Далее]
Лучшее разрешение для просмотра этого сайта - 1024x768  ©2014-2017 Калейдоскоп. Используются технологии uCoz